Описание:
В монографии
предлагается концепция психологического воздействия искусства, замысел которой
заключается в том, что внутренним условием, преобразующим его потенциальные
возможности в реальное художественное влияние на духовную организацию личности,
является художественное сознание личности. Художественное сознание
рассматривается автором с двух сторон: а) с феноменологической, в которой
определяются основные структурные его `составляющие` и их функции относительно
друг друга и б) с операциональной, в которой выделены три коммуникативные фазы,
реализующие отношение личности к искусству. В исследовании разработана
психологическая методика изучения художественного сознания и отношения
школьников к искусству, которая в свою очередь способствует учету индивидуальных
способностей учащихся в процессе художественного воспитания; предложен опытный
вариант интегрального курса занятий по искусству.
Комментарий:
Издательство: Институт психологии РАН, 1999 г.
Мягкая обложка, 238 стр.
ISBN 5-201-02293-6
Тираж: 1000 экз.
Формат: 60x90/16
Оглавление:
Постановка проблемы
Глава I.
Теоретико-методологические вопросы изучения воздействия искусства на личность
§ 1. Проблема воздействия искусства на личность в эстетике
§ 2.
Изучение взаимодействия искусства и личности в конкретно-социологических и
психологических исследованиях
2.1. Изучение художественных интересов
школьников в отечественной педагогической социологии искусства
2.2.
Проблема отношения личности к искусству в отечественной и зарубежной
психологии
§ 3. Структурно-функциональный подход к изучению
художественного сознания личности в отечественных психолого-эстетических
исследованиях
Глава И. Теоретико-экспериментальное исследование
психологических механизмов воздействия искусства § 1. Изучение
художественно-творческого воображения как универсального механизма динамических
процессов художественного сознания
§ 2. Исследование коммуникативных фаз
отношения школьников к искусству
2.1. Изучение типологических особенностей
художественно-психологических установок школьников (предкоммуникативная фаза
отношения к искусству)
2.2. Исследование специфических особенностей
восприятия школьниками произведений искусства (коммуникативная фаза отношения к
искусству)
2.3. Изучение ценностного ориентирования школьников в области
искусства (посткоммуникативная фаза отношения к искусству)
Глава III.
Изучение закономерных взаимосвязей художественного и общего развития школьников
§ 1. Теоретическая модель личности в ее соотнесенности с искусством
§ 2. Изучение взаимосвязей между спецификой отношения школьников к искусству и
психологическими особенностями их личности
2.1. Исследование взаимосвязей
между профессиональным отношением школьников к искусству и
индивидуально-психологическими характеристиками их личности
2.2. Изучение
взаимосвязей между уровнем ценностных ориентации школьников в искусстве и их
психологическими характеристиками
Заключение
Литература
Приложение I
Приложение II