Описание:
Представлено
критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на
середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии
в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское»
издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), —
под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частично
дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но
значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не
помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также
студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.
Комментарий:
изд. 2-е, 1946 г
Оглавление:
Предисловие к 1-му изданию
Предисловие к 2-му
изданию
Часть I
Глава I. Предмет психологии
Природа
психического
Психика и сознание
Психика и деятельность
Психофизическая проблема
Предмет и задачи психологии как науки
Отрасли психологии
Глава II. Методы психологии
Методика и
методология
Методы психологии
Наблюдение
Самонаблюдение
Объективное наблюдение
Экспериментальный метод
Другие методы
психологического исследования
Глава III. История психологии
История
развития западной психологии
Психология в древнем мире (древняя Греция)
Психология в средние века (до эпохи Возрождения)
Психология в эпоху
Возрождения
Психология в XVII—XVIII вв. и в первой половине XIX в.
Оформление психологии как экспериментальной науки
Кризис методологических
основ психологии
История развития психологии в СССР
История русской
научной психологии
Советская психология
Часть II
Глава IV.
Проблема развития в психологии
Развитие психики и поведения
Основные
этапы развития поведения и психики
Проблема инстинкта, навыка и
интеллекта
Инстинкты
Индивидуально-изменчивые формы поведения.
Навыки
Интеллект
Общие выводы
Глава V. Развитие поведения и
психики животных
Поведение низших организмов
Развитие нервной системы
у животных
Образ жизни и психика
Глава VI. Сознание человека
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Сознание и мозг
Физиология высшей нервной деятельности
Развитие
сознания
Развитие сознания у ребёнка
Развитие и обучение
Биогенетическая проблема
Развитие нервной системы ребёнка
Развитие
сознания ребёнка
Часть III
Введение
Глава VII. Ощущение и
восприятие
I. Ощущение
Рецепторы
Элементы психофизики
Психофизиологические закономерности
Классификация ощущений
Органические ощущения
Статические и кинестетические ощущения
Статические ощущения
Кинестетические ощущения
Кожная
чувствительность
а) Боль
б) Температурные ощущения
в)
Прикосновение, давление
Осязание
Обонятельные и вкусовые ощущения
Обонятельные ощущения
Вкусовые ощущения
Слуховые ощущения
Локализация звука
Теория слуха
Восприятие речи и музыки
Зрительные ощущения
Строение и функция глаза
Ощущение цвета
Смешение цветов
Психо-физиологические закономерности
Теория
цветоощущения
Психофизическое действие цветов
Восприятие цвета
II. Восприятие
Общая теория
Природа восприятия
Константность
восприятия
Осмысленность восприятия
Историчность восприятия
Восприятие и направленность личности
Восприятие пространства
Восприятие величины
Восприятие формы
Восприятие движения
Восприятие времени
Развитие восприятий у детей
Сенсорное развитие
ребёнка
Развитие восприятия пространства у детей
Восприятие формы у
детей
Восприятие времени у детей
Развитие восприятия и наблюдения у
детей
Глава VIII. Память
Память и восприятие
Органические основы
памяти
Представления
Ассоциации представлений
Теория памяти
Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании
Роль
установок в запоминании
Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в воспроизведении
Воспоминание
Сохранение и
забывание
Реминисценция в сохранении
Виды памяти
Уровни памяти
Типы памяти
Патология памяти
Развитие памяти у детей
Глава IX.
Воображение
Природа воображения
Виды воображения
Воображение и
творчество
«Техника» воображения
Воображение и личность
Развитие
воображения у детей
Глава X. Мышление
Природа мышления
Психология
и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа
мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные
операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Суждение
Умозаключение
Основные виды мышления
О генетически
ранних ступенях мышления
Патология и психология мышления
Развитие
мышления ребёнка
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребёнка
Первые обобщения ребёнка
«Ситуативное» мышление ребёнка
Начало
активной мыслительной деятельности ребёнка
Обобщения дошкольника и
понимание отношений
Умозаключения ребёнка и понимание причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Развитие мышления
ребёнка в процессе систематического обучения
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения
Развитие теоретического мышления в процессе
овладения системой знаний
Теории развития мышления ребёнка
Глава XI.
Речь
Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и
мышление
Историческое развитие речи
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка
Рост словаря
Структура речи
Развитие связной речи
Проблема эгоцентрической
речи
Развитие письменной речи у ребёнка
Развитие выразительной речи
Глава XII. Внимание
Природа внимания
Теории внимания
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные
свойства внимания
Развитие внимания
Глава XIII. Эмоции
Эмоции и
потребности
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Физиология
эмоций
Выразительные движения
Эмоции и переживания личности
Психологическая диагностика эмоций. «Ассоциативный» эксперимент
Различные
виды эмоциональных переживаний
Аффекты
Страсти
Настроения
Эмоциональные особенности личности
Развитие эмоций у детей
Глава
XIV. Воля
Природа воли
Протекание волевого процесса
Патология и
психология воли
Волевые качества личности
Теории воли
Развитие
воли у ребёнка
Часть IV
Введение
Глава XV. Действие
Различные виды действий
Действие и движение
Действие и навык
Глава XVI. Деятельность
Задачи и мотивы деятельности
Труд
Психологическая характеристика труда
Труд рабочего
Труд
изобретателя
Труд учёного
Труд художника
Игра
Природа
игры
Теории игры
Развитие игр ребёнка
Учение
Природа учения
и труд
Учение и познание
Обучение и развитие
Мотивы учения
Освоение системы знаний
Часть V
Введение
Глава XVII.
Направленность личности
Установки и тенденции
Потребности
Интересы
Идеалы
Глава XVIII. Способности
Общая одарённость и
специальные способности
Одарённость и уровень способностей
Теории
одарённости
Развитие способностей у детей
Глава XIX. Темперамент и
характер
Учение о темпераменте
Учение о характере
Глава XX.
Самосознание личности и её жизненный путь
Самосознание личности
Жизненный путь личности
Библиография
Именной указатель