Описание:
Книга призвана
ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной
нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных
вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию
соответствующих явлений в структуре нарративов. Исходя из признаков
художественных повествовательных произведений (нарративность, фикциональность,
эстетичность) автор сосредоточивается на основных вопросах `перспективологии`
(коммуникативная структура нарратива, повествовательные инстанции, точка зрения,
соотношение текста нарратора и текста персонажа) и сюжетологии (нарративные
трансформации, роль вневременных связей в нарративном тексте).
Таким
образом, настоящая книга представляет собой систематическое введение в основные
проблемы нарратологии.
Комментарий:
Издательство: Языки славянской культуры, 2003 г.
Твердый переплет, 312 стр.
ISBN 5-94457-082-2
Формат:
70x100/16
Оглавление:
Предисловие
Глава I. Признаки художественного
повествования
1. Нарративность
Классическое и структуралистское
понятия нарративности (11) — Событийность и ее условия (13) — Нарративные и
описательные тексты (19)
2. Фикциональность
Мимесис и вымысел (22) —
Признаки фикциональных текстов (27) — Фиктивный мир (31)
3.
Эстетичность
Глава П. Повествовательные инстанции
1. Модель
коммуникативных уровней
2. Абстрактный автор
Конкретные и
абстрактные инстанции (41) — Предыстория понятия «абстрактный автор» (42) —
Критика категории авторства (46) — Абстрактный автор: за и против (48) — Две
попытки расщепления абстрактного автора (50) — Набросок систематического
определения (53)
3. Абстрактный читатель
Абстрактный читатель как
атрибут абстрактного автора (57) — Предыстория понятия «абстрактный читатель»
(58) — Определение абстрактного читателя (59) — Предполагаемый адресат и
идеальный реципиент (61)
4. Фиктивный нарратор
Повествователь —
рассказчик — нарратор (63) — Эксплицитное и имплицитное изображение нарратора
(66) — Личностность нарратора (68) — Антропоморфность нарратора (70) —
Выявленность нарратора (72) — Абстрактный автор или нарратор? (76) — Типология
нарратора (77) — Первичный, вторичный и третичный нарратор (79) — Диегетический
и недиегетический нарратор (80) — Экскурс: Колебание Достоевского между
диегетическим и недиегетическим нарратором в романе «Подросток» (88) — Типы
диететического нарратора (90) — Повествующее и повествуемое «я» (93)
5.
Фиктивный читатель (наррататор)
Фиктивный адресат и фиктивный реципиент
(96) — Фиктивный и абстрактный читатель (97) —
Эксплицитное и имплицитное
изображение фиктивного читателя (99) — Повествование с оглядкой на фиктивного
читателя («Подросток») (102) —
Диалогизированный нарративный монолог
(105)
Глава III. Точка зрения
1. Теории «точки зрения»,
«перспективы» и «фокализации»
Ф. К. Штанцель (110) — Ж. Женетт и М. Бал
(112) — Б. А. Успенский (115)
2. Модель точки зрения
События как
объект точки зрения (121) — Восприятие и передача (121) — Планы точки зрения
(122) — Нарраториальная и персональная точки зрения (127) — Перспективация в
диегетическом повествовании («Выстрел») (130) — Нарраториальная и персональная
точки зрения в разных планах (133) — Однополюсная и разнополюсная точка зрения
(141) — К методике анализа точки зрения (143)
Глава IV. Нарративные
трансформации: события — история — наррация — презентация наррации
1.
«Фабула» и «сюжет» в русском формализме
Порождающие модели (145) — В.
Шкловский (146) — М. Петровский и Б. Томашевский (148) — Л. Выготский (150)
2. Преодоление формалистского редукционизма
«История» и «дискурс» во
французском структурализме (154) — Трехуровневые модели (156)
3. Четыре
нарративных уровня
Порождающая модель (158) — Место точки зрения (161) —
От событий к истории (162) — Отбор и точка зрения (164) — Растяжение и сжатие
(166) — Неотобранное (172) — От истории к наррации (174) — Композиция наррации и
точка зрения (177) — От наррации к презентации наррации (178) — Порождающая
модель точки зрения (180) — События и история повествовательного акта (182) —
Семиотическая модель (183)
Глава V. Текст нарратора и текст персонажа
1. Сказ
Определения (186) — Характерный и орнаментальный сказ (190)
2. Интерференция текста нарратора и текста персонажа
Две стихии
повествовательного текста (195) — Оппозиция текста нарратора и текста персонажа
(198) — Чистые тексты и нейтрализация оппозиции текстов (204) — Текстовая
интерференция как трансформация текста персонажа (207) — Прямая речь, прямой
внутренний монолог и прямая номинация (211) — Косвенная речь и свободная
косвенная речь (216) — Несобственно-прямая речь: определение (221) —
Несобственно-прямая речь в русском языке: типология (224) — Несобственно-прямой
монолог (227) — Несобственно-прямая речь в диегетическом повествовании (229) —
Несобственно-авторское повествование (230) — Функции несобственно-прямой речи и
несобственно-авторского повествования (233) — Завуалированность и двутекстность
(236)
Глава VI. Эквивалентность
1. Временная и вневременная связь
мотивов
Эквивалентность — сходство и оппозиция (240) — Соотношение
временной и вневременной связи мотивов (243)
2. Тематические и формальные
эквивалентности
Типы эквивалентности (247) — Формальные эквивалентности
(251) — Фоническая эквивалентность и ее смысловая функция (252) — Восприятие
эквивалентностей (258)
3. Орнаментальная проза
Звуковая и
тематическая парадигматизация (261) — Орнамент, поэзия, миф (263)
Литература
Словарь и указатель нарратологических терминов
Указатель
имен и названий произведений