Описание:
Содержание
книги объединено единой темой - гуманизацией психологической науки.
Проанализированы изменения методологических парадигм и теоретических принципов
психологии, а также практических форм деятельности психологов. Показана
специфика методологии гуманистической психологии, ее ориентированность на
достижение человеком гуманистического идеала. Предмет гуманистической психологии
(соотношение личности и сущности человека) представлен в собственно
психологической, психолого-социологической и психолого-педагогической проекциях.
Рассмотрены также варианты практик в рамках гуманистической психологии
(`группа встреч` и психологическое консультирование); сформулирован
триалогический подход в психологическом консультировании и психотерапии. Книга
может быть рекомендована также студентам и преподавателям философских и
педагогических вузов, полезна всем, кто интересуется новыми тенденциями в
развитии психологии.
Комментарий:
Издательство: Академия, 2002 г.
Твердый
переплет, 272 стр.
ISBN 5-7695-0827-2
Тираж: 30000 экз.
Формат:
60x90/16
Оглавление:
Введение
Глава I. Методологиям теория
психологии
1. Современная психология и гуманистический идеал
Две
методологии в психологии
Две традиции в психологии
Две гуманистические
психологии
Инволюция отечественной психологии, ориентировавшейся на
марксизм
Психология и современность
2. К. Роджерс и современный
гуманизм
О Карле Рэнсоме Роджерсе
Теория, ценности и миссия
К.Роджерса
Новый гуманизм: от философии к психологии
Гуманистическая
идея и практика очеловечивания
3. Онтопсихология - синтез глубинной и
гуманистической психологии
Онтопсихологическая концепция человека
Онтотерапия
Онтопсихология и мораль
Онтопсихология семьи
Онтопедагогика
Онтопсихология и гуманистическая психология
4.
Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
Личность человека
Мотивационное отношение: компоненты, функции, типы
Эмпирическая личность
и ее структура
Онто- и актуалгенез эмпирической личности
Самосознание
эмпирической личности
Сущность человека
Сущность и личность
Глава
II. Человек и процесс материального производства:
психолого-социологическая
проекция
1. Два аспекта проблемы соотношения личности и деятельности
2. Мир деятельностей в статике и динамике
3. Становление современного
мира деятельностей
Ремесло и мануфактура
Фабричное (машинное)
производство
Автоматизированное производство
4. Основные тенденции в
развитии мира деятельностей и его будущее
5. Соотношение личности и
деятельности в исторической перспективе
Склонность и отсутствие свободы
выбора
Отсутствие склонности и "свобода" выбора
Склонность и
подлинная свобода выбора как нереализованная возможность
Глава III. Человек
и процесс духовного производства: психолого-педагогическая проекция
1. К
гуманистической психологии детства
Традиционная психология детства и ее
принципы
Ценности мира взрослых и глобальные проблемы
Новая психология
детства
2. Психологическая наука и реформа образования
Образование и
невротизация личности
Смена акцентов
Изменение приоритетов
3.
Перспективы гуманизации обучения
4. Проблемы перестройки
психолого-педагогической подготовки учителей
Традиционные
психолого-педагогические концепции образования
Традиционные концепции труда
учителя
Альтернатива традиционным концепциям
Психологические принципы
организации педагогического взаимодействия
Психологизация содержания и
методов психолого-педагогической подготовки учителей
5. Психологические
центрации в педагогической деятельности учителя
Педагогическая
реальность
Психологические центрации
Типология психологических
центрации
6. Гуманизация школы - гуманизация личности
О гуманизации
образования
Гармонизация личности учителя как приобщение к психологической
культуре
7. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы,
ориентации и тенденции
Кризис современной семьи
Семья как посредник
между социумом и индивидом
Социоцентрированная семья
Человекоцентрированная семья
Современная семья в ситуации выбора
Психотерапевтическая помощь семье
Глава IV. Психологические практики
1. Человекоцентрированный подход в психотерапии и консультировании
Основные понятия и идеи
Особенности психотерапевтической системы
Основные психотерапевтические установки
Экспрессивная
человекоцентрированная психотерапия
Неделя с Карлом Роджерсом
2.
Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению
Первый этап. Знакомство участников
Второй этап. Первые попытки
самораскрытия и личностное сопротивление этому
Третий этап. Выражение
негативных переживаний
Четвертый этап. Выражение любых переживаний,
возникающих "здесь и теперь"
Пятый этап. Проявления
самопринятия
Шестой этап. Основная встреча
3. Человек и его
психологические проблемы
Отчего болит душа?
Парадокс психологической
помощи
Секреты психологической помощи
Человек на рынке
душевно-духовных услуг
4. Психологическое консультирование и психотерапия:
триалогический подход
Постановка проблемы
Диалогический подход
Триалогический подход
Заключение
Библиография