Описание:
В учебном
пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия,
ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики
ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии
ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и
психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей.
Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов
педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические
дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.
Представляет несомненный интерес для практических психологов,
социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей -
детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы
психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
Комментарий:
Издательство: Питер, 2004 г.
Твердый переплет,
480 стр.
ISBN 5-94723-808-Х
Тираж: 3000 экз.
Формат:
70x100/16
Оглавление:
Предисловие
Часть I. Обшие закономерности
психического развития ребенка
Глава 1. Предмет и история детской
психологии
§ 1. Предмет детской психологии
§ 2. Связь детской
психологии с другими науками
§ 3. История детской психологии
Вопросы
для повторения
Глава 2. Методы детской психологии
§ 1.
Методологические принципы изучения психологии ребенка
§ 2. Основные пути
исследования в детской психологии
§ 3. Планирование и построение
исследования
§ 4. Методы изучения психики ребенка
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 3. Основные закономерности
психического развития ребенка
§ 1. Биогенетические и соииогенетические
концепции психического развития
§ 2. Влияние среды на психическое развитие
ребенка
§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма
как предпосылки психического развития
§ 4. Воспитание и обучение как
специально организованные способы передачи обшественного опыта
§ 5.
Движущие силы развития и возрастная периодизация
§ 6. Исторический
характер возрастной периодизации. Акселерация
Вопросы для повторения
Практическое задание
Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом
и раннем возрасте
Глава 4. Психологические особенности ребенка первого
года жизни
§ 1. Период новорожденности
§ 2. Развитие в младенческом
возрасте
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 5.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве
§ 1. Овладение ходьбой и ее
значение в развитии ребенка
§ 2. Деятельность дошкольника
§ 3.
Развитие речи
§ 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве
Вопросы для повторения
Практические задания
Часть III.
Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
§ 1. Теории
игровой деятельности
§ 2. Развитие игры
§ 3. Взаимоотношения между
детьми в игре
§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности
ребенка
§ 5. Значение игры для психического развития ребенка
§ 6.
Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 115
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 7. Художественная
деятельность ребенка
§ 1. Рисование ребенка
§ 2. Изобразительная
деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития
§ 3.
Стадии развития детского рисунка
§ 4. Рисунок - отражение особенностей
личности и отношений ребенка и подростка
§ 5. Рисунок семьи как средство
диагностики внутрисемейных взаимоотношений 128
§ 6. Музыкальная
деятельность ребенка
Вопросы для повторения
Практические задания
.
Глава 8. Психологическая подготовка детей к труду и особенности их
трудовой деятельности
§ 1. Формирование психологических предпосылок
трудовой деятельности
§ 2. Становление собственно трудовой деятельности
детей
§ 3. Формирование представлений детей о труде взрослых
§ 4.
Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие .
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 9. Учебная
деятельность ребенка
§ 1. Обшая характеристика учебной деятельности в
детском возрасте
§ 2. Предпосылки формирования учебной деятельности у
дошкольников
§ 3. Условия развития учебной деятельности в детском
возрасте
§ 4. Основные уровни развития учебной деятельности детей
Вопросы для повторения
Практические задания
Часть IV. Развитие
познавательных процессов ребенка
Глава 10. Развитие ошушений и восприятия
ребенка
§ 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания
§
2. Развитие основных видов чувственного восприятия
§ 3. Восприятие
пространства
§ 4. Ориентировка во времени
§ 5. Восприятие ребенком
художественных произведений
§ 6. Восприятие человека детьми различного
возраста
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 11.
Развитие внимания у детей
§ 1. Развитие внимания у детей раннего
возраста
§ 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста
§ 3. Пути и средства организации и поддержания внимания
детей
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 12.
Развитие памяти в детском возрасте
§ 1. Особенности памяти ребенка в
раннем возрасте
§ 2. Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном
возрасте
§ 3. Психологические приемы развития памяти у детей
Вопросы
для повторения
Практические задания
Глава 13. Мышление у детей:
основные этапы развития
§ 1. Возрастные психологические новообразования в
сфере мышления
§ 2. Наглядно-действенное мышление
§ 3.
Наглядно-образное мышление
§ 4. Словесно-логическое мышление
§ 5.
Психолого-педагогические методы развития мышления у детей
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 14. Становление речи у
детей
§ 1. Развитие словаря и грамматического строя речи
§ 2.
Осознание словесного состава и грамматического строя речи
§ 3. Развитие
звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова
§ 4. Развитие
планирующей функции речи
§ 5. Развитие речи у детей как средства
коммуникации
§ 6. Усвоение грамоты в процессе обучения
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 15. Развитие воображения
§ 1. Характеристика образов воображения ребенка
§ 2. Развитие творческого
воображения в детском возрасте
§ 3. Некоторые индивидуальные особенности
воображения ребенка
§ 4. Формирование воображения ребенка
Вопросы
для повторения
Практические задания
Часть V. Развитие личности
ребенка
Глава 16. Условия развития личности ребенка
§ 1. Обшение как
важный фактор развития личности
§ 2. Влияние семейной микросреды на
развитие личности ребенка
§ 3. Ребенок и "детское общество"
§ 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 17. Развитие самосознания и
мотиваиионной сферы ребенка
§ 1. Самосознание в раннем возрасте
§ 2.
Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
§ 3. Влияние
взрослых на формирование самооценки ребенка
§ 4. Развитие мотиваиионной
сферы ребенка
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 18. Эмоции и чувства ребенка
§ 1. Обшие закономерности развития
эмоций и чувств в онтогенезе
§ 2. Личностный аспект развития эмоций и
чувств
§ 3. Развитие высших чувств у детей
§ 4. Условия развития
эмоций и чувств у детей
Вопросы для повторения
Практические
задания
Глава 19. Развитие волевой сферы ребенка
§ 1. Особенности
развития произвольных движений
§ 2. Становление этапов волевого действия у
детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ 3. Личностный аспект
развития воли
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 20. Развитие способностей ребенка
§ 1. Развитие познавательных
способностей ребенка
§ 2. Развитие практических способностей
§ 3.
Развитие специальных способностей ребенка
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 21. Проявление темперамента и его развитие у
детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ 1. Обшие проявления
темперамента у детей
§ 2. Развертывание темперамента в детском возрасте
§ 3. Характеристика детей разных типов темперамента
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 22. Психологическая готовность
ребенка к школе
§ 1. Требования к детям, поступающим в школу
§ 2.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
§ 3. Соииальная и
социально-психологическая готовность ребенка к школе
§ 4. Волевая
готовность ребенка к школе
§ 5. Формирование психологической готовности к
школе в разных видах деятельности
Вопросы для повторения
Практические задания
Глава 23. Психология личности и деятельности
воспитателя детского сада
§ 1. Профессионально важные психологические
качества воспитателя
§ 2. Характеристика деятельности воспитателя детского
сада
§ 3. Педагогическое общение воспитателя
Вопросы для
повторения
Практические задания
Глава 24. Психология подросткового
возраста
§ 1. Психологические особенности подростков
§ 2.
Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков
§ 3.
Типология ситуационно-личностных реакций, проявляюшихся в подростковом
возрасте
Вопросы для повторения
Глава 25. Особенности характера у
подростков
§ 1. Формирование представлений об особенностях характера у
подростков
§ 2. Типология акцентуаций характера
Вопросы для
повторения
Глава 26. Экспериментально-психологические методы в изучении
межличностных взаимоотношений
§ 1. Что измеряет социометрический опыт?
§ 2. Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов
§ 3.
Способы обработки результатов социометрических экспериментов
§ 4.
Аутосоциометрические методы
§ 5. Ретроспективная аутосоциометрия
§
6. Представление и обработка аутосоииометрических экспериментов
§ 7.
Изучение ценностно-ориентационного единства. Референтометрия
Приложения
Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей
раннего возраста
Приложение 2. Опросник АСВ (анализ семейного
воспитания)
Приложение 3. Патохарактерологический диагностический опросник
(ПАО)
Приложение 4. Методика "Несуществующее животное"
Приложение 5. Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов)
Приложение 6. Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением
(С. А. Игумнов, Т. А. Емельянцева)
Приложение 7. Детско-подростковый
вариант нервно-мышечной релаксаиии
Литература
Предметный
указатель