Описание:
Учебник
подготовлен в соответствии с государственным стандартом базового педагогического
образования и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма.
В него включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что
расширяет возможности свободы выбора студентами вариантов формирования
профессионализма на разных уровнях педагогической самоподготовки. При изложении
концепций, теорий различных авторов допускается широкий спектр плюралистических
подходов к их восприятию и пониманию. При раскрытии проблем обучения и
воспитания используются идеи наук, сопредельных с педагогикой, а также передовой
педагогический опыт.
Учебник рассчитан на студентов педагогических
вузов и колледжей; аспирантов, учителей и руководителей школ.
Комментарий:
Издательство Москва, 1998 г.
ISBN
5-93134-001-7
Оглавление:
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1.
Педагогика как наука
1.1. Объект и предмет педагогической науки
1.2.
Задачи педагогической науки
1.3. Структура педагогической науки
1.4.
Связь педагогической науки с другими науками
Вопросы и задания для
самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 2.
Методология и методы педагогических исследований
2.1. Понятие
"методология" педагогической науки
2.2. Научное исследование в
педагогике, его методологические характеристики
2.3. Логика
педагогического исследования
2.4. Методы исследования
2.5.
Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
Вопросы и задания
для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 3.
Целеполагание в педагогике
3.1. Понятие цели воспитания
3.2. Цель
воспитания и задачи воспитания
3.3. Цель воспитания и мотив
профессиональной деятельности воспитателя
3.4. Педагогические цели и
образовательные стандарты
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 4. Развитие, воспитание и
социализация личности
4.1. Условия развития личности
4.2.
Взаимосвязь развития и воспитания учащихся
4.3. Взаимосвязь развития и
обучения
4.4. Становление личности в процессе социализации
Вопросы и
задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА
Глава 5. Дидактика как педагогическая теория
обучения
5.1. Общее понятие о дидактике
5.2. Объект и предмет
дидактики
5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав
5.4.
Основные дидактические концепции
5.5. Становление современной
дидактической системы. 118
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 6. Процесс обучения как
целостная система
6.1. Понятие и сущность обучения
6.2.
Характеристика процесса обучения как целостной системы
6.3. Цикличность
процесса обучения
6.4. Функции обучения
6.5. Сущностная
характеристика преподавания как деятельности
6.6. Учение как
познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
6.7.
Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения
6.8.
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
6.9.
Технология обучения
6.10. Информатизация образования
Вопросы и
задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава
7. Принципы обучения
7.1. Принципы обучения как категории дидактики
7.2. Законы и закономерности обучения
7.3. Характеристика принципов
обучения
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для
самостоятельной работы
Глава 8. Содержание общего образования
8.1.
Понятие и сущность содержания образования
8.2. Источники и факторы
формирования содержания школьного образования
8.3. Проблема введения
образовательных стандартов в общеобразовательной школе
8.4. Учебный план
средней общеобразовательной школы
8.5. Характеристика учебных программ,
учебников и учебных пособий
8.6. Стратегия развития вариативного
образования в России
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
для самостоятельной работы
Глава 9. Методы обучения в школе
9.1.
Понятие и сущность метода и приема обучения
9.2. Из истории развития
методов обучения
9.3. Классификация методов обучения
9.4. Выбор
методов обучения
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для
самостоятельной работы
Глава 10. Средства обучения
10.1. Понятие о
средствах обучения
10.2. Средства общения
10.3. Средства учебной
деятельности
10.4. Оборудование учебного кабинета
10.5. Технические
средства обучения (ТСО)
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 11. Формы организации учебного
процесса в школе
11.1. Понятие о формах организации обучения и основания
их классификации
11.2. Формы организации обучения и их развитие в
дидактике
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для
самостоятельной работы
Глава 12. Урок - основная форма организации
обучения в современной школе
12.1. Урок как целостная система
12.2
Типология и структура уроков
12.3. Организация учебной деятельности
учащихся на уроке
12.4. Система уроков по теме
12.5. Другие формы
организации обучения
12.6. Подготовка учителя к уроку
12.7. Анализ и
самооценка урока
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для
самостоятельной работы
Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия
13.2.
Методы и формы контроля
13.3. Оценка знаний учащихся
13.4.
Неуспеваемость учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ
ВОСПИТАНИЯ
Глава 14. Воспитание как педагогическое явление
14.1.
Понятия "воспитание", "самовоспитание",
"перевоспитание"
14.2 Сущность воспитания и его особенности
14.3. Формирование личности в воспитательном процессе
14.4. Критерии
оценки воспитательного процесса
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 15. Общие закономерности и
принципы воспитания
15.1. Характеристика закономерностей воспитания
15.2. Характеристика принципов воспитания
Вопросы и задания для
самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 16.
Содержание воспитательного процесса
16.1. Проблема содержания
воспитательного процесса
16.2. Ценностные отношения как содержание
воспитательного процесса
16.3. Программа воспитания
Вопросы и
задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава
17. Социальное пространство воспитательного процесса
17.1. Понятие
социального пространства
17.2. Психологический климат группы
17.3.
Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
17.4. Динамика
социального пространства воспитательного процесса
Воспросы и задания для
самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 18. Общие
методы воспитания
18.1. Понятие метода воспитания
18.2. Система
методов воспитания
18.3. Система методов педагогического воздействия
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной
работы
Глава 19. Средства и формы воспитательного процесса
19.1.
Средства воспитательного процесса
19.2. Формы воспитательного процесса
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной
работы
Глава 20. Основы теории и технологии семейного воспитания
20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития
общества
20.2. Правовые основы семейного воспитания
20 3.
Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании
детей
20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь
семейному воспитанию
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
для самостоятельной работы
Дополнительная литература
РАЗДЕЛ IV.
ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Глава 21. Характеристика нормативных документов о
школе
21.1. Система общего образования в России
21.2. Вопросы теории
управления школой
21.3. Основные положения "Закона об
образовании" 529
21.4. Выбор типа школы и учебного плана
21.5.
Демократизация управления школой
21.6. Устав школы - каким ему быть
21.7. Взаимодействие школы и органов образования
Вопросы и задания для
самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 22.
Организация деятельности педагогического коллектива
22.1. Планирование
работы в школе
22.2. Требования к руководителю школы
22.3. Каковы же
критерии оценки деятельности директора школы?
22.4. Распределение
обязанностей
22.5. Организация личного труда руководителя школы
22.6. Упорядочение труда учителя
22.7. Охрана жизни детей и
педагогического персонала
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 23. Методическая работа в
школе и аттестация педагогического персонала
23.1. Содержание и методика
работы педагогического совета
23.2. Предметные методические объединения
23.3. Самообразование учителей
23.4. Организация помощи молодому
учителю
23 5. Работа директора школы по внедрению в практику передового
педагогического опыта
23.6. Аттестация учителей
23.7. Система
внутришкольного контроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной работы
Глава 24. Деятельность директора
школы в условиях рыночной экономики
24.1. Финансовые поступления школы
24.2. Бюджет школы
24.3. Приобретение, хранение и использование
наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов
24.4. Хозяйственное обеспечение школы
24.5. Оформление школы и
учительской
24.6. Школьная документация
24.7. Внутришкольная
оперативная информация
24.8. Основы законодательства о труде и школе
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература для самостоятельной
работы