Описание:
Эта книга написана для того, чтобы помочь каждому, кто
в этом заинтересован, получить первоначальное, общее представление о системе
научных знаний, составляющих содержание учебного курса
"Психодиагностика". Авторы поставили своей целью ввести читателей в
мир психодиагностики, познакомить их с основными категориями, принципами и
проблемами, создать адекватное отношение к этой прикладной науке.
Оглавление:
Предисловие
Часть I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 1. История психологической
диагностики
§ 1. Истоки психодиагностики
§ 2. Возникновение
тестирования
§ 3. Другие виды диагностических методик
§ 4.
Отечественные работы в области психологической диагностики
Вопросы и
задания
Рекомендуемая литература
Глава 2. Классификация
психодиагностических методик
§ 1. Типы диагностических методик
§ 2.
Формализованные методики
Тесты
Опросники
Проективная
техника
Психофизиологические методики
§ 3. Малоформализованные
методики
Метод наблюдения
Беседа
Анализ продуктов деятельности
(контент-анализ)
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке
методик
§ 1. Стандартизация
§ 2. Надежность и валидность
Надежность
Валидность
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Часть II
ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ
Глава 1. Диагностика интеллекта и
умственного развития
§ 1. Представления об интеллекте
§ 2.
Представления о структуре интеллекта
§ 3. Интеллект и интеллектуальные
тесты
§ 4. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на
современном этапе
§ 5. Невербальные тесты интеллекта
§ 6. Шкалы
измерения интеллекта Д. Векслера
§ 7. Групповые тесты интеллекта,
применяемые в отечественной практике
§ 8. Проблемы отечественной
диагностики интеллектуального (умственного) развития
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Глава 2. Креативность и ее диагностика
§
1. Представления о креативности
§ 2. Тесты креативности
Вопросы и
задания
Рекомендуемая литература
Глава 3. Возможности тестов в
диагностике способностей
§ 1. Представления о способностях в отечественной
и зарубежной психологии
§ 2. Тестовые показатели и измерение
способностей
§ 3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и
за рубежом
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Часть
III ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
Глава 1. Опросники личностные
§ 1.
Типологические опросники личности
§ 2. Опросники черт личности
§ 3.
Личностные опросники мотивации
§ 4. Личностные опросники интересов
§
5. Опросники личностных ценностей
§ 6. Личностные опросники установок
§ 7. Психосемантические методы диагностики личности
§ 8.
Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Глава 2. Проективные
методики
§ 1. Проективные методики структурирования
§ 2. Проективные
методики интерпретации
§ 3. Проективные методики экспрессии
Вопросы
и задания
Рекомендуемая литература
Часть IV
СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 1. Прогностичность результатов
личностных методик
§ 1. Субъективизм средовых оценок и индивидуальный
прогноз поведения
§ 2. Идиографический подход в диагностике и
индивидуальный прогноз поведения
Вопросы и задания
Рекомендуемая
литература
Глава 2. Социокультурные аспекты психодиагностики
§ 1.
Влияние культуры на личность и познавательные функции человека
§ 2.
Диагностическая процедура и влияние культуры
§ 3. Содержание методик как
фактор, опосредующий влияние культуры
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Глава 3. Морально-этические проблемы в работе
нсиходиагноста
§ 1. Этические проблемы, относящиеся к личности и
профессиональным качествам индивидов, связанных с диагностическими методиками
§ 2. Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов,
подвергаемых диагностированию
Обеспечение тайны личности
Конфиденциальность
Сообщение результатов обследования
§ 3. О
социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Глава 4. Перспективы
развития психологической диагностики
§ 1. Перспективы, связанные с научным
пониманием генетической природы ответов-реакций
§ 2. Перспективы,
связанные с определением интеллекта
§ 3. Перспективы, связанные с анализом
содержания решаемых задач
Вопросы и задания
Рекомендуемая
литература
Послесловие
Краткий терминологический словарь
Литература