Описание:
Методика психосемантической диагностики скрытой
мотивации предназначена для выявле-ния содержания и структуры потребностей
человека, мотивов различных видов деятельно-сти, осознанных и неосознаваемых
отношений. Методика ориентирована на психологов, ме-неджеров, врачей, педагогов,
социологов, политологов и других специалистов, испытываю-щих потребность в
объективной диагностике скрытых мотивов и отношений конкретных людей и групп
людей. В отличие от традиционных тестов и анкет методика психосемантиче-ской
диагностики в значительной мере защищена от неискренности испытуемого.
Методическое руководство включает подробное описание процедуры использования
моди-фицированных методов семантического дифференциала, репертуарных решеток и
цветовых метафор для диагностики скрытой мотивации, принципы и примеры
интерпретации резуль-татов.
Комментарий:
Санкт-Петербург, 2001 г.
Оглавление:
1. Проблема диагностики мотивации человека и
психосемантические методы
2. Общая характеристика и основные этапы
психосемантического исследования
2.1. Выделение объектов
2.2.
Выделение признаков 7
2.3. Получение матрицы данных 7
2.4. Обработка
данных 7
2.4.1 Нормирование матрицы данных 7
2.4.2. Получение
матрицы сходства 8
2.4.3. Сокращение матрицы сходства 9
2.5.
Интерпретация результатов 13
3. Базовые методы психосемантического
исследования 14
3.1 Метод семантического дифференциала 14
3.2
Техника репертуарных решеток 15
3.3. Цветовой тест отношений 16
4.
Общие принципы изучения мотивации 17
5. Использование методики
семантического дифференциала для диагностики мотивов различных видов
деятельности 18
5.1. Общие положения 18
5.2. Использование
компьютерной программы OSGOOD 21
Оценки понятий по шкалам 22
Оценки
понятий по факторам 23
Нормированные расстояния между понятиями 24
Дендрограмма понятий 25
5.3. Основы интерпретации результатов методики
семантического дифференциала 25
Оценка достоверности 25
Осознаваемые
потребности 26
Базовые потребности 26
Степень удовлетворенности
базовых потребностей 26
Актуальные потребности в настоящем 26
Отношение к будущему 26
Отношение к себе 26
Отношения к различным
людям 27
Отношение к различным видам деятельности 27
Источники
стресса 27
Вытесняемые понятия 27
5.4. Пример интерпретации
результатов методики семантического дифференциала 27
6. Использование
методики репертуарных решеток для диагностики потребностей, возникающих в разных
ситуациях 29
6.1. Общие положения 29
6.2. Использование компьютерной
программы KELLY 32
Оценки ситуаций по состояниям 33
Средние оценки
по ситуациям 33
Средние оценки по состояниям 34
Коэффициенты
корреляции между состояниями 34
Факторные нагрузки состояний 34
Факторные оценки ситуаций 35
Скатерграмма ситуаций 35
6.3. Основы
интерпретации результатов методики репертуарных решеток 36
Оценка
достоверности 36
Наиболее эмоциогенные ситуации 36
Наиболее
выраженные потребности 36
Характеристики представлений о своих
потребностях 36
Характеристики ситуаций, актуализирующих различные
потребности 36
Содержание текущих потребностей 37
Содержание
повседневных потребностей 37
Отношение к различным ситуациям 37
6.4.
Пример интерпретации результатов методики репертуарных решеток 37
7.
Использование методики цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов
деятельности 39
7.1. Общие положения 39
7.2. Индивидуальная форма
проведения 39
7.3. Групповая форма проведения 40
7.4. Интерпретация
результатов 41
7.5. Пример интерпретации 42
8. Заключение. 45
Литература 47
Приложение 1. Образец протокола программы OSGOOD 48
Таблица 1. Оценки понятий по шкалам 48
Таблица 2. Оценки понятий по
факторам 48
Рис. 1. Дендрограмма понятий 49
Приложение 2. Образец
протокола программы KELLY 50
Таблица 1. Оценки ситуаций по состояниям
50
Таблица 2. Средние оценки ситуаций 50
Таблица 3. Средние оценки
состояний 51
Таблица 4. Факторные нагрузки состояний 51
Таблица 5.
Факторные оценки ситуаций 52
Рисунок 1. Скатерграмма ситуаций 52
Приложение 3. Образцы протоколов программы Osgood и заключений по результатам
диагностики мотивации сотрудников коммерческой фирмы 54