Описание:
Каково
соотношение между мистическим опытом и обыденным сознанием, между принципами
современной физики и механизмами восприятия у всех передвигающихся существ,
между нашим человеческим самосознанием и более первичной чувствительностью
простейших организмов? Эта книга посвящена исследованию сознания в диапазоне от
представлений античной Греции до экспериментальной нейропсихологии и
эмпирических традиций интроспекции и медитации.
Комментарий:
Издательство: Института трансперсональной
психологии, 2004 г.
Твердый переплет, 560 стр.
ISBN
5-17-022758-2
Оглавление:
Предисловие к русскому изданию (В.П. Зинченко)
Предисловие автора
От автора
Часть I. Сознание в контексте:
психология, философия, культура
1. Самый фундаментальный или самый
ошибочный из эмпирических вопросов: Что такое сознание?
Сознание и его
противоречия
Место сознания в психологии и его фрагментарная история
Направления дальнейших исследований
Преобразования сознания как первичные
данные для когнитивной теории
"Высшие состояния сознания" и
социальная наука: возобновление диалога между наукой и религией
Сознание и
физическая метафора
Вокруг сознания, с разрешения "Оксфордского
словаря английского языка"
Некоторые философские огбворки в отношении
понятия сознания: Виттгенштейн и Хайдеггер
2. Познавательная
способность и сознание
Возобновление спора о сознании: вторичный побочный
продукт или фундаментальная способность?
Система сознательной
осведомленности и ее многообразные проявления
Когнитивное бессознательное:
отдельная система или прото-сознание?
Переживание когнитивного
бессознательного: микрогенез осознания
"Поглощенность"
непосредственным состоянием как размерность индивидуальных различий
Часть II. Сознание, мозг и организм: Насколько много нейрофизиология может
рассказать нам о сознании?
3. Сознание как эмерджентное качество:
неуместность специфической нейрофизиологии
Эмерджентный холизм Сперри
Концепции синтеза и самоорганизации как эмерджентных свойств нервной
системы
Холономия (закон целого)
Коннекционизм
Нелинейная
динамика и теория хаоса
Искусственный интеллект: функции сознания как
эмерджентные качества рекурсивного вычисления
Джеймс Гибсон и
экологический строй: примат восприятия
Объемлющий зрительный ряд
Гибсона
Две системы восприятия: "непосредственное восприятие" по
Гибсону и "распознавание"
Сознание и мир у Гибсона, Хайдеггера и
Лейбница
4. Сознание как локализованное: Нервные зоны конвергенции и
система сознательной осведомленности
Локализация функции: объяснение или
конкретное воплощение?
Пенфилд и таламо-ретикулярная система
Эдельман и Тулвинг: "вспоминаемое настоящее" и его лимбическая
локализация
Самосоотносительное сознание
Газзанига: традиционный
примат языка в противовес правополушарному сознанию
Гешвинд: межмодальное
преобразование, самоосведомленность и многообразие символических форм
5.
Сознание животных: возникновение первичной чувствительности у простейших и
самосоотносительного сознания у высших приматов
Возобновление споров о
сознании у животных
Первичная осведомленность у подвижных организмов
Потенциал действия нейрона как движение простейших
Часть III.
Феноменология сознания
6. Уильям Джемс и поток сознания: метафора снаружи,
зеркало внутри
Идея феноменологии у Джемса и ее множественное влияние
Поток сознания как само-преобразующий диалог
Поток как метафора - поток
как реальность
Неразделимость сознания и мира в поздних работах Джемса
Метафора
Реальность
Внутренние и внешние отражения динамики
потока и турбулентности
Архетипы опыта: метафора или мир?
Часть IV. Образные основы сознания: ординарного и неординарного, древнего и
современного
7. Синестезия: внутренний лик мысли и смысла
Разрешение
Вюрцбургского спора: мысль как синестезия
Противоположная позиция:
синестезии как до-символический феномен
Межмодальные слияния в
геометро-динамических паттернах образов и жестов
Опыт "белого
света" и сходные состояния: межмодальные или до-сенсорные?
8.
Множественность образов: феноменология и некоторые ограничения лабораторных
исследований
Современные исследования образов
Образ как восприятие
или суждение: спор, который выиграли все стороны
Зрительные образы и
обращения гештальта: решающая проверка или разные формы образности?
Из
чего сделаны сновидения: множественность образов сновидений
Абстрактные
образы: еретическая революция
Некоторые следствия метафорически-образной
теории символического познания
9. Sensus Communis: история
межмодальной теории разума
Аристотель и sensus communis: неопределенность
и отрывочность ранних представлений
"Мысль сердца" в романтизме:
восстановление sensus communis в качестве воображения
Происхождение sensus
communis: феноменология сознания в древнегреческой и древнеиндийской мысли
Древнегреческая феноменология обыденного ума
"Ум как таковой" в
Греции и Индии: вертикальная ось сознания, связывающая сексуальность и
духовность, время и вечность
Значение и следствия: примат опыта и его
периодическое восстановление
Часть V. Надличностный опыт и
рефлексивность человеческого существования
10. Когнитивная психология
надличностных состояний
Опыт присутствия и открытости как сложная
синестезия
Тонкое тело или тело воображения при шизофрении, в классической
интроспекции, биоэнергетике и медитации
Осознание сущности у А. X.
Алмааса: измерение присутствия-открытости и его связь с дилеммами в ощущении
самости
Измерение присутствия-открытости и его связь с символическим
познанием и объемлющим строем Гибсона
Кое-что, требующее разъяснения:
критические вопросы с позиций когнитивной, психоаналитической и
трансперсональной психологии . 338
11. Хайдеггер, буддизм махаяны и
объемлющий строй Гибсона: Логос чувствительности
Поздний Хайдеггер и
буддизм махаяны: параллельные феноменологии Бытия
Хайдеггер
Буддизм
махаяны как феноменология человеческого существования
Сближение понимания
присутствия-открытости у Хайдеггера и в буддизме
Некоторые различия между
Хайдеггером и медитативным буддизмом - с Гибсоном в роли посредника
Место
истории
Отношение человеческих существ к присутствию-открытости
Место животных: объемлющий строй как матрица присутствия-открытости
Присутствие-открытость как сострадание: проективный анимизм или само-осознание
Бытия?
Часть VI. Сознание и реальность
12. Сознание как время
Восприятие и стрела(-лы) времени: пульсации и течение, появление и
исчезновение
Co-зависимое порождение живого времени и самосознания в
символическом познании
Феноменология: общий поток времени и сознания
Когнитивные исследования сознания времени: время как момент, время как поток
Переживание времени в презентативных состояниях
Околосмертный опыт и
Вечность: мнение прагматика
13. Сознание как пространство: физика,
сознание и примат восприятия
Сознание и квант: некоторые конкурирующие
варианты между сознанием и миром
Пространства-времена восприятия как
первоисточник современной теоретической физики
Представление опыта:
некоторые взаимные ограничения в теоретической физике и теоретической психологии
в изобразительном представлении опыта
Топологическая психология Левина и
ее ограничения
Динамика изменения в жизненном пространстве и теория
катастроф
Граница между жизненным пространством и чужеродной оболочкой как
двойной тор
Восприятие, мир, вселенная
Часть VII.
Заключительное социологическое послесловие
14. Сознание как общество
Двойной кризис смысла в современной жизни
Дюркгейм о коллективном
сознании
Социологическая переинтерпретация парапсихологических
исследований
"Эффект Махариши" как социальное поле
Лабораторная парапсихология как коллективные
флуктуации образов
Некоторые социокультурные следствия
Заключение
Примечания
Библиография